andrei_kovrin (andrei_kovrin) wrote,
andrei_kovrin
andrei_kovrin

Как создавали советский ракетный поезд

Во время празднования дня победы на парадах выступало множество военной техники, как старой, так и новой. Вспомнили и о знаменитых образцах, которые до наших дней в рабочем состоянии не дотянули, а так же и о прототипах, которым не нашлось применения во время Великой Отечественной. Но проследить путь разработки – это всегда достаточно интересно. Одним из таких прототипов был ракетный поезд, и у него сложилась очень долгая история…




Первые мысли о создании подобного проекта появились у российских военных инженеров ещё в 1944-1945 годах, однако все силы и средства отдавались на непосредственные нужды фронта. В те годы ради победы делалось всё возможное и невозможное, поэтому идею проекта отложили «до лучших времён». Благодаря нашим героям эти самые времена настали, вспомнились и отложенные проекты. Нужна была модернизация всего и вся: от снабжения до военной техники. Вспомнили и про ракетный поезд. Если точнее, то полное название данной конструкции звучит, как боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак).



Реализация проекта была достаточно сложна и нашла своё воплощение лишь 13 января 1969 года, когда был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». . Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. Единственным местом производства ракет для БЖРК в СССР был Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).



Задача, которую поставило перед инженерами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством нюансов. Они должны были поместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. К тому же стояла задача разгонять подвижной состав до максимальных 120 км/ч.



Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года. Техника впечатляла своими возможностями и размахом возможностей для использования. Однако, к сожалению, БЖРК успели побыть на службе совсем недолго. Данная техника смотрелась исключительно грозно и Согласно договору СНВ-2 (договор о сокращении стратегических наступательных вооружений) от 1993 года, Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. В общем-то, всё успешно демонтировали, оставив лишь два, можно сказать легендарных вагона, для музеев (один из которых находится в Санкт-Петербурге). На место полков РТ-23УТТХ со временем пришёл грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М»



Но не зря говорится, что всё новое – это хорошо забытое старое. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе. Совсем недавно слухи подтвердились и даже более того, было объявлено о начале создания отдельных элементов новейших комплексов БЖРК, которые будут именоваться «Баргузин». Думаю. что самые смелые мечты советский инженеров воплотились в реальность.

Больше характеристик и технических параметров ракетных поездов можно прочитать тут.


Tags: военная техника, истории, поезд, ссср, техника, технический прогресс, факты
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

promo andrei_kovrin january 11, 2015 15:28 109
Buy for 20 tokens
В пятницу выдался чудесный день для небольшого путешествия. Путь мой лежал на книжный развал или книжную ярмарку, как это теперь называется. Находится она по адресу: проспект Обуховской Обороны, д. 105. ДК Крупской находится где-то в десяти минутах ходьбы от станции метро…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments